Давид Назир Карай.
ИСПОВЕДЬ
Храм,
как снаружи, так и внутри преисполнен одухотворённого величия. Три главы,
словно свечи, венчают окрашенную в небесный цвет крышу. Десяток нищих
встречают, и провожают народ у его западного крыльца.
Детище XIX века. Оплот
православной Руси, на её неисконнорусской земле, храм
впитал в себя и архитектурные решения его зодчих, и духовные чаяния верующих и
перипетии Никонианских реформ, и податливость Синода
перед царской волей, и присяги ратников, и приношения купцов и мольбы простых
людей. Не обошли его лихолетья гражданской войны, истинно-православие
Тихоновцев, апостольские модели обновленцев,
осквернение по благословению безбожной власти, клубная проповедь ОСВЕАХИМа.
Немецкая
оккупация вернула его к жизни. Главы, лишенные креста, словно антенны, вновь
понесли к небу молитвы. Нет, не к небу Освеахима. И
даже не к небу любимой мною Тавриды. Молитвы неслись к небу Всеблагого Отца и
посланного Им Иисуса Христа.
Храм
Благовещения. Он и по-прежнему благовестил. Лишенный благовеста колоколов
(конец 20-х), благосклонности властей (конец 50-х), вечной памяти окружавших
его могил (снесенных в конце 70-х), он всё нес свой крест, через оттепель 80-х,
моду 90-х, к идеологизму XXI
века.
Вхожу
внутрь. В храме более полусотни прихожан и раза в два более захожан.
Отличия на лицо. Первые между собой знакомы. Приветствуют друг друга,
служителей, персонал. Вторые растерянно оглядываются по сторонам, службы не
знают, от диакона, что чинно с кадилом обходит храм, сторонятся как от ладана.
Вот и полиелей. Евангелие благовестом звучит среди сердец и стен.
Помазание лбов и душ. Полумрак канона. А вот и священник. Нет, не тот, что
возглашает из-за иконостаса, разделяющего храм на две касты. Нет. Другой. Тот,
кто мне в данный момент нужен. Исповедник. Священник в сером подряснике
занимает место у аналоя, перед которым уже выстроилась очередь. Встал и я.
Дюжина
передо мной. Благо, что не тринадцать. Нет, я не суеверен. Просто две тётки в
суровых платках, очередь за мной занимать не спешат. Ждут. И лишь, когда за
мною стал седоватый толстяк, видимо из захожан,
становятся за ним. Очередь медленно, но движется. Вот я уже десятый девятый,
восьмой. Но чем ближе исповедь, тем дальше. Почему? Почему? Обстановка храма
мешает? Люди вокруг? Может быть бес?
Седьмой.
Всенощная
подходит к концу. Очередь к целованию креста. Объявление священника о
завтрашнем дне. Засуетились храмовые бабки. Редеет храм людьми. И мои мысли
стали редеть. В голове – бардак.
Шестой.
Я же
всё помнил. Заранее знал, что хочу сказать. Может священник не внушает мне
доверия? Чушь! Я его не знаю. Выглядит скромно. Сразу видно – духовник.
Пятый.
Главное
не отвлекаться. Сказано – сделано. Нет. Наверное наоборот. Сделано – сказано.
Скажу: батюшка, благословите. На исповеди не был никогда. Хочу исповедаться. А
зачем оно мне? Хочу причаститься. А как без исповеди? Не положено без исповеди
к причастию допускать. А вдруг спросит: почему никогда на исповеди не был? А
действительно почему? По грехам скажу, не был. Один грех тянет за собою другой,
потом третий…
Четвёртый.
А
почему раньше не каялся? При чём тут грех? Рад бы в рай. А-а, грехи не пускают?
Не знаю. Так сразу и не скажешь. По очерствению души? Да. По неверию? И это
правда. Из-за гордыни? Совсем близко.
Третий.
Исповедь
наверное для того нужна, чтобы люди почаще в себя заглядывали? Вроде того.
Только вот страх мой куда-то пропал. Внезапно причем. Перестал я волноваться.
Спокойствие и только спокойствие. А вот женщина передо мной суетится.
Нервничает видать. У меня прощение просит.
- Бог
простит, - отвечаю, а сам думаю: со мной, почему подобное не происходит? Где
трепет? Где страх Божий? Страх Божий. Страх человечь.
Где граница межу ними? В чём их разность? Где отличие между первым и вторым?
Второй.
Соберись
Давид. Соберись. Ты следующий. Угу.
Но с чего
начать исповедь? С начала. С начала – банально. Где оно начало? С сути. С сути
– прелесть. В чём суть греха? Что есть грех? То, что не по вере? Или нарушение
закона? Уже это само по себе большой вопрос.
А если
духовник начнёт с допроса или подсказок? Начнет с подсказок – система. С
допроса – тюрьма. Благодать тут причём? Допрос не по мне. Не смогу. Из-за
страха? Ой, ли? Только ли из-за него? Из-за тщеславия? Из-за гордости?
Первый.
Подхожу
к аналою. Крещусь. Ложу поклон. Лобызаю евангелие в зацелованном окладе и
деревянный крест резной. Склоняю голову на которую тут же ложится епитрахиль. С
чего начнёт духовник? С начала? С сути? С допроса?
С
допроса. Заученного, книжного с индивидуальным налётом опыта.
- Давно
ли был на исповеди? – вопрошает.
- С
момента воцерковления – первый раз.
Говорю
– отвещаю, а у самого дрожь по телу. От страха Божия?
От страха человеча? Не могу решить. Да и время для
сего не подходящее. Занят разум другим. На вопросы поставленные отвечает –
кумекает.
-
Веруешь ли тому, чему церковь православная учит?
- Верую
Господу Богу и Сыну Его Иисусу Христу, - отвечаю. Раз правду надо говорить, то
так и буду. А то, как можно веровать в учение, если оно местами противоречит
Учителю?
Пауза.
Обдумывает следователь души моей, ход допроса. А что он хотел? Я же в лечебницу
пришел. Болен, осознаю. Вот и берет лаборант анализы, чтобы Целитель мой
Преблагой, излечил мои недуги и страсти душевные.
- Не
сомневался ли в учении церковном и предании, от апостолов и святых отцов до
наших дней хранимых?
Вот незадача!
Попал духовник в десяточку. Как же не сомневался? Ещё как, скажу я вам. От
святых отцов, до теперича, многое в предании изменишася. Для примера скажу: в III-м
веке, Церковь Христова праздновала из праздников лишь Пасху, Пятидесятницу и
Богоявление. Даже памяти мучеников, их почитание носило местный характер. Общецерковными ( и то не везде) были дни памяти Иакова
иерусалимского и первомученика диакона Стефана. Так
записано в апостольских постановлениях (V,8),
причем памяти эти, мало чем отличались от памяти обыкновенных умерших. Так было
в III веке.
Посмотрите на век X, на XIX век. Сколько всего
намудрили, надумали, узаконили. И всё под прикрытием предания. Предания, якобы
от апостолов нам через святых отцов переданного. Как же ответить духовнику? Правду
скажу.
-
Сомневался. Я и до сих пор во многих преданиях и учениях сомневаюсь.
Пауза
затяжная.
- По
какой причине?
- По
причине их несоответствия учению Христа и спорности их принадлежности к указанным
периодам церковной истории. То есть апостольскому веку.
- Вы
крещены в православии? – недоумевает следователь. Озадачил я его.
- По
православному, от чистого сердца и в сознательном возрасте.
- В
нашей юрисдикции?
-
Простите…
- В
Московской патриархии или в псевдоправославном
скопище? У раскольников? У Виссарионовцев? В
Богородичном центре?
- Нет,
- останавливаю список. Сейчас течений в православии превиликое
множество. Как человеку в этом разобраться? То-то. Сложно. Каждый тянет одеяло
на себя. Истинные – только они. Остальные сектанты, раскольники, безблагодатники и еретики.
- Нет,
- говорю, - крещен в Грузинской церкви, в сознательном возрасте, 12 лет от
роду.
-
Грузинской? – с сомнением велим вопрошает духовник.
- В
Грузинской, - с гордость повторяю. Церковь она древняя, автокефальная с V века.
Просветители Иверии – апостолы Андрей и Симон Кананит, равноапостольная
Нина, чтимы не только в Грузии, но и на Руси.
- Так-то
оно так, - соглашается духовник, - только в нынешнее время, грузины не особо к
Святой Руси питают любовь. Воюем с ними. По их вине. Они агрессоры.
- Ну,
так это политика. Вера же здесь ни причем.
- Это
как сказать. Продались грузины безбожной Америке. Воюют против святой Руси.
Изменники они. Цари Русские их от турецкой резни спасли в державу православную,
православную, - выделил поп, - приняли. А они что? От матери церкви в двадцатые
годы XX века самочинно отделились, а ныне и вовсе супротив
православной веры ополчились.
Господи,
помилуй. Будто и не в храме я. Будто с сотрудником агитпропа беседую в позе
неудобной. Односторонне мыслящего нашел себе агитатора.
Да,
правда, входила Грузинская церковь (целый век) в состав Синодальной Российской
церкви. По царскому благословению. Все верно.
Отделились
они от оной решением собора. Но разве не соборы решают в православной церкви?
Разве приоритетнее мнение царское? Тем паче, что и царя на тот момент подменил
товарищ Ульянов-Ленин…
Грузия
от Антиохийской церкви в 451 году получила
автокефалию. Законно получила. А Русь святая? А вот тут неувязка. Без
благословения Константинопольского патриарха, Московиты ставят в 1448 году
собственного митрополита, а в 1458 году самовольно провозглашают автокефалию.
Не без подачи светской, великокняжеской власти. Православный восток 141 год не
признавал автокефалию Москвы. И лишь тяжелое материальное положение, вынудило
Царьград в лице патриарха Иеремии II де-юре, за щедрое
вознаграждение (что там каноны и предание говорят про симонию?) признать
автокефалию Москвы в статусе патриахата. Так кто для
Грузии церковь мать? Церковь, которая служила великим князьям, царям,
императорам, генеральным секретарям, а теперь и президентам?
Империи
без разницы какая идеология. Главное власть. Царство Небесное, Царство Христа –
не от мира сего. Какая связь у Христа с политикой? Сколько длиться этой
симфонии церковных и светских чиновников? Цезарепаписткая
Византия. Папацезаристкий Рим. Цезарепаписткая
Россия, после Петра лишенная даже своих патриархов. Новый папа церкви – царь.
Царь батюшка. Помазанник Божий. Самодержец всероссийский, царь Московский,
Казанский и прочая и прочая и прочая.
А мой
царь - Христос. И Глава церкви – Христос. И муж церкви – Христос. И Ходатай. И
Посредник. И Помазанник. И Сын Божий. И Путь. И Истина. И Жизнь. Все Он.
Причём
тут Палеологи? Причем тут Романовы? Ульяновы? Путины? Януковичи? Саакашвили? О горнем помышляй, Давид, а не о земном. Забудь
про Вавилон. Выйди из него. Стремись к Отцу. Через Христа, со Христом и во
Христе.
- Вот и
вы, - возвращает меня снова к земному, поп, - веру православную потеряли, от
Бога и Его святой церкви отпали, вернутся, покаяться явно не желаете. Страха
Божия в вас не видно, спасения не ищете. Равнодушны к судьбе святой Руси. Вы
впали в Иудин грех. В Господа не веруете…
-
Верую, - перебиваю, - Господу верую.
- А в
чём ваша вера? – батюшка повышает тон. – В чём? Где она? Лишь на словах! Какая
от вас польза церкви Христовой? Какая от вас польза для святой Руси? Какой от
вас толк? Небось, и книги еретические читаете? И президента хулите?
- А я
не гражданин России, отец.
Пауза.
Батюшка сбавляет темп.
- На
грузина вы не похожи…
- Я не
грузин, отец. Я ещё хуже.
Пауза.
Я знал, что такой политически облучённый поп, сразу поймет, о чем речь.
- Ах,
вот оно что! Вы еврей?
- Нет,
я караим.
- Какая
разница! Вы всё равно еврей. И мысли ваши и поступки сами за вас об этом
говорят. Глупо думать, - продолжается ликбез, - глупо думать, что существует
белорус, украинец, новгородец, сочинец, москвич или сибиряк. Нет! Есть Русь.
Святая Русь! Поэтому если вы православный, то уже не важно, кем вы были раньше.
У Бога нет ни элинна,
ни иудея. Если вы приняли православие и живете на землях Святой Руси, -
то вы русский! Вы должны сплотиться вокруг нашей матери церкви. Когда вы так
поступите, то вы уже не еврей. Вы новая тварь во Христе. Новое творение – русский
человек. Воин Христов. Вы, символ веры знаете?
-
Наизусть знаю.
-
Веруете в него?
- Верую
Господу, но с символом знаком.
- То
есть как?
- Ну, -
пытаюсь объяснить, - приоритет для меня Господь, его Слово, а потом уже
символы, каноны, протоколы, табу…
- Вы
что, посещаете сектантов? Читаете еретическую литературу? Откуда у вас, при
отсутствии подлинного воцерковления, веры, я бы
сказал, полноценного православного сознания, такая ярко выраженная протестантская
позиция?
- Вы
имеете ввиду мою аполитичность?
-
Напротив! Ваш оппортунизм! Я хочу этим сказать, что ваша жизнь, вместо того,
чтобы служить Христу, Его церкви, святой Руси, прожигается в освящение Его
врагам.
Я
молчу.
- Вот,
что. – батюшка задумался. – вам еще рано исповедоваться и тем более, властью данной
мне от Бога, я не могу допустить вас к причастию. Вам сперва необходимо воцерковление. Я имею ввиду учение, правильное учение
канонической церкви. Меня еще ждут исповедники. Я не имею право их так долго
задерживать
- Я вас
понимаю.
-
Однако. Приходите завтра на служение. А после службы, мы с вами позанимаемся.
Завтра церковное новолетие. Самое время начать новую
жизнь. Жизнь во Христе, во славу Его святой соборной и апостольской церкви, во
благо единой и неделимой святой, православной Руси. Помогай Бог.
Я
спустился с солеи, прошел сквозь храм и вышел на улицу. Яркое сентябрьское
солнце ещё заходило за горы. Подав мелочи просящим, чей состав заметно порядел, я зашагал прочь по кривым улочкам и спустился к
морю. В голове всё продолжался наш разговор с духовником.
Я
иногда подвержен влиянию. Но скептицизм и здравый смысл, берут верх над
сказками и утопиями. Но! Была ли исповедь? Не знаю. Время покажет. Однако идти
завтра в благовещенский храм на промывку мозгов я не буду. Вавилон так просто
не заманит меня в свою пасть. Даже под благочестивым предлогом спасения. Только
вот от чего?
Христос
пришел спасти. Кого? Всех людей. Ой, ли? Нет, не всех. Как же так? А вот так.
Сам Христос говорит: кто хочет, возьми крест свой и следуй за Мной. Кто хочет.
Кто не хочет, тот не получит и заставлять его никто не имеет права. Ни церковь,
ни тем более государство. Христос пришел спасти (того кто хочет) от мира и его
князя, для того, чтобы сделать нас детьми Бога, который становится нам Отцом.
Другим людям, Он таковым не является. Они живут под своим князем мира сего и
ему принадлежат. Неспроста он предлагал Христу все царства земли, если бы
Господь поклонился ему. Предлагал, ибо он их князь. Он их Бог.
А по
какой причине Всеблагой Бог заинтересовался судьбой человечества? Ответ на это:
– нет никакой причины, за исключением Его благости. Он не собирает потерянных
детей из изгнания обратно в их дом, но свободно принимает чужеземцев, чтобы
взять их из земли угнетения и несчастья в новый дом Отца. Ведь они –
изначальная собственность не Его, а князя мира сего. Поэтому их свобода и
спасение «покупается» Христом. Цена искупления – кровь Христова, которая
проливается не во имя отпущения грехов или очищения человечества от вины, не
ради искупления греха преступления Закона, - короче говоря, не во имя
примирения человечества с Богом, но для отмены притязаний князя мира сего на
его собственность. Люди находятся в подчинении ему, пока остаются его
собственностью.
А Бог –
есть любовь. Хочешь – ищи Его и найдешь. И будешь Ему сыном или дочерью. Он
дает тебе это не за хорошие дела или заслуги. Он даёт это даром, непостижимо,
беззаботно, без предварительных условий и подготовки к нему.
Причём
тут каноны? К чему исповедь? И уж совсем мне непонятна вся эта чушь про святую
Русь.
Вот она
исповедь: Исповедую Всеблагого Бога, и
посланного Им Иисуса Христа. Исповедую Его Отцом. Исповедую Его любовью. Иду к
Нему через Христа. Да будет Он прославлен во веки. Аминь.
17
сентября 2008 года